Скачайте бесплатное приложение для Android и IOS

ОНФ провел мониторинг потребности в образовании и трудоустройстве у людей с инвалидностью

08:07 / 25.07.2021

По данным мониторинга «Потребности в образовании и трудоустройстве у людей с инвалидностью»*, проведенного ОНФ в мае-июне 2021 года, только 25 % респондентов-инвалидов, завершивших обучение в период после 2015 года, нашли работу сразу после окончания обучения, еще 28,5 % искали работу от 1 месяца до года, 18 % искали работу более года, а 25 % так и не смогли найти работу до сих пор.

Образовательные организации в общем не склонны содействовать молодым инвалидам в дальнейшем трудоустройстве, а выбранные молодыми инвалидами специальности не соответствуют рынку труда: 64,3 % молодых инвалидов отметили, что образовательная организация, в которой они учились, никак не помогала им в поиске работы, только 57,8 % из числа трудоустроившихся молодых инвалидов работают по специальности.

Одним из способов повышения мотивации и реализации системы профессиональной ориентации молодых инвалидов, а также содействия их трудоустройству, Правительством называется проведение конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс». В то же время, несмотря на высокий уровень осведомленности – 75 % молодых инвалидов знают о существовании конкурса, участвовали в нем только 10,7 % молодых инвалидов.

Также одной из площадок инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве являются ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). Согласно опросу, 50 % респондентов-инвалидов знают об этих центрах, однако, воспользовались их услугами только 21,4 %, из которых только 25 % от числа обращавшихся по вопросам трудоустройства получили помощь.

Еще одна из структур, которая призвана содействовать трудоустройству инвалидов, является «Центр занятости населения». Мониторинг показал, что работу получили только 35,7 % молодых инвалидов от числа обращавшихся в центр занятости. Работа, которую предлагали в службе занятости, не подходила респондентам по следующим причинам: низкая оплата труда (33 %), несоответствие полученному образованию (22 %). Еще 33 % сообщили, что работа, которую предложили, не подошла из-за ограниченных физических возможностей, в том числе, из-за наличия коммуникационных барьеров в общении со стороны коллег/работодателя (44 %), отсутствия специальных рабочих мест и оборудования (22 %), отсутствия у молодого инвалида технических средств реабилитации для выполнения предложенной работы (11 %). Кроме того, 33 % из числа респондентов, обращавшихся в службу занятости, заявили, что им вовсе не предложили вакансий.

Особую актуальность на сегодняшний момент имеет развитие государственных образовательных онлайн-программ, таких как портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивноеобразование.рф). Однако, только 35,7 % молодых инвалидов, участвующих в мониторинге ОНФ, знают о них, участвовали в этих программах только 7,1 % молодых инвалидов.

В ходе мониторинга был затронут вопрос посещения детьми-инвалидами специализированных образовательных организаций. 62,3 % родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ от числа опрошенных сообщили, что их дети посещают специализированную образовательную организацию, еще 21,5 % – не имеют такой возможности, 16,1 % – не хотят отдавать ребенка в специализированную образовательную организацию. Среди причин отказа родителей: территориальная удаленность таких организаций, низкое качество обучения, отсутствие необходимых компетенций у сотрудников, невозможность обучения по определенным программам, невозможность оказать необходимую помощь в организации в случае, если у ребенка случится внезапное обострение заболевания. Кроме того, некоторые родители заявили, что боятся отдавать своих детей даже в специализированные образовательные организации из-за агрессии других учеников.

57,2 % респондентов сообщили, что их ребенок обучается по адаптированным основным общеобразовательным программам, а 24 % – заявили, что эти программы не реализуются в образовательной организации. Всего 48,7 % участников опроса сообщили, что их ребенок имеет возможности для получения дополнительного образования (секции, кружки).

В качестве предложений по улучшению качества обучения детей-инвалидов респонденты предложили следующее:

  • обязательное обучение по билингвистической модели: русский язык вместе с русским жестовым языком для детей-инвалидов по слуху;
  • обучение детей-инвалидов по слуху чтению с губ;
  • обеспечение во всех школах, где обучаются дети-инвалиды по слуху, возможности выбрать предмет «Русский жестовый язык» альтернативой предмету «Русский язык»;
  • обучение сурдопедагогов и специалистов, которые будут работать или уже работают с детьми-инвалидами по слуху и студентами-инвалидами по слуху по программам «Русский жестовый язык и особенности глухих людей», в том числе в рамках повышения квалификации;
  • обеспечение всех ВУЗов переводчиками русского жестового языка;
  • обеспечение 12-летнего образования в школе для детей инвалидов с ментальными нарушениями;
  • увеличение срока профессиональной подготовки для инвалидов с ментальными нарушениями в колледжах/техникумах до 4 лет;
  • организация летних лагерей без родителей для детей-инвалидов с ментальными нарушениями;
  • расширение перечня специальностей для профессиональной подготовки инвалидов с ментальными нарушениями, за счет специальностей, востребованных на рынке труда: сортировщик, укладчик-упаковщик, курьер, помощник;
  • обеспечение всех специализированных образовательных организаций возможностями осуществлять дополнительное образование или организовывать школу полного дня;
  • обеспечение маломобильных детей-инвалидов техническими средствами реабилитации для самостоятельного посещения образовательной организации;
  • организация доступных маршрутов к образовательной организации, в которой обучаются маломобильные дети;
  • принятие срочных мер по повышению уровня инклюзивности в общеобразовательных организациях, в том числе мер, направленных на снижение агрессивного поведения и травли в школе;
  • организация тьюторской службы для детей с инвалидностью;
  • в связи с частыми вынужденными периодами отсутствия из-за прохождения различных необходимых и плановых медицинских обследований, обеспечить дополнительные учебные часы для освоения пропущенного материала детьми, в том числе в рамках дистанционного обучения.

«Одними из важных итогов программ реабилитации и абилитации людей с инвалидностью является успешная их интеграция в образовательный процесс и трудовую деятельность. Однако, опрос показал, что государственные программы по трудоустройству людей с инвалидностью не так эффективны, как хотелось бы, а иногда сводятся к обычной формальности. Так, 78,3 % респондентов, имеющих инвалидность, заявили, что предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по обеспечению занятости молодых инвалидов** требуют значительных изменений» – сообщил координатор тематических площадок Исполкома ОНФ «Демография» и «Здравоохранение» Константин Смирнов.

О необходимости совершенствования работы по трудоустройству молодых инвалидов говорил координатор тематических площадок Исполкома ОНФ «Демография» и «Здравоохранение» Сергей Рябев: «Важна обязательная поддержка выпускников образовательных организаций, чтобы они не оставались без внимания после обучения при поиске работы. Их трудоустройство по специальности и будет говорить о высоком качестве образования и эффективности принимаемых программ».

Дополнительный материал:

Опрос «Потребности в образовании и трудоустройстве у людей с инвалидностью»

Перечень поручений Президента России от 28 мая 2015 года №Пр-1067 по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определённых Президентом